Стираемость зубов

Лечение стираемости зубов в стоматологии ArtSmile
Патологическая стираемость зубов – это состояние, при котором коронка становится меньше по высоте. Процесс происходит за счет уменьшения объема эмали и дентина. Профилактикой и лечением заболевания занимаются стоматологи клиники ArtSmile.

Особенности заболевания

Нормой для всех людей является физиологическая стираемость зубов. Она возникает из-за регулярного механического воздействия. Зубные ряды ежедневно трутся друг о друга во время пережевывания пищи.

Кроме того, с возрастом происходят естественные изменения в пародонте и височно-нижнечелюстном суставе. Это также провоцирует более интенсивный износ коронки.

Однако физиологическая стираемость зубов развивается очень медленно. В норме каждый год коронка может терять в высоте до 0,04 мм. При этом затрагивается только эмаль. Дентин и другие внутренние ткани остаются под ее защитой. Постепенное изменение при физиологической стираемости зуба его формы и положения в течение жизни человека считается нормой.

При патологической форме убыль коронки происходит в короткие сроки. Она может вызывать серьезные осложнения, так как затрагивает дентин и другие слои, находящиеся глубже.

По статистике, чаще всего заболевание диагностируют у взрослых 40-50 лет. У детей чаще наблюдается повышенное стирание молочных зубов. Коронка может уменьшиться до дентина. Это считается нормой, если такое состояние наступает на этапе смены молочных зубов на постоянные.

Причины заболевания

Существуют разные причины повышенной стираемости. К общим относят вредные привычки. Коронки убывают быстрее у тех, кто любит грызть зубами орехи и семечки, а также твердые предметы, например шариковую ручку. В этих случаях износ коронковой части происходит точечно в области отдельных зубов, подвергающихся повышенной нагрузке.

Патологическая стираемость бывает следствием кислотной эрозии. Она возникает, когда в рационе много кислых продуктов. Некроз также развивается у работающих на вредном производстве, где постоянно происходит контакт с кислотами.

Повышенное стирание бывает следствием других патологий:

• Бруксизм. Из-за регулярного ночного скрежетания зубные ряды начинают быстрее стираться.
  • Флюороз. Из-за повышенного содержания фтора зубы становятся более хрупкими и быстрее разрушаются.
  • Нехватка зубов. Она становится причиной неправильного распределения нагрузки на челюсть и отдельные коронки.
  • Неверно подобранный зубной протез. Если его форма не является анатомически правильной, при жевании зубы не могут нормально контактировать, поэтому страдает их коронковая часть.

Кроме того, повышенная стираемость возникает из-за снижения природной прочности эмали. Это происходит на фоне мочекаменной болезни, эндокринных заболеваний, несовершенного амелогенеза, нехватки витаминов и микроэлементов в организме.

Патогенез заболевания

Плотная эмаль надежно защищает зуб. Если она не утратила природной плотности и нагрузка при жевании распределяется равномерно, коронковая часть сохраняет достаточную устойчивость к механическому воздействию.

Когда возникают факторы, которые приводят к повышенному стиранию, патологический процесс охватывает эмаль, покрывающую бугры жевательных и режущие части остальных зубов. Далее начинает разрыхляться пульпа, затем патологический процесс захватывает коронку и периодонт.

Симптомы заболевания

При повышенной стираемости открывается дентин, из-за чего возрастает чувствительность зубов. Человек ощущает дискомфорт и боль, когда употребляет в пищу горячие и холодные продукты.

Со временем этот симптом может угаснуть – организм начинает формировать заместительный дентин, отчего пульпа становится менее чувствительной. Однако это не значит, что патологический процесс остановился и отпала необходимость лечения.

Когда стирается эмаль, заболевание начинает прогрессировать быстрее. Это связано с тем, что дентин мягче, он сопротивляется механическому воздействию. Зубы становятся острыми по краям. При жевании они могут задевать мягкие ткани и травмировать их.

Постепенно становится визуально заметно, как коронки теряют высоту. Неизбежно меняется прикус и овал лица. Височно-нижнечелюстной сустав начинает неправильно функционировать, отчего во время жевания ощущается боль.

Диагностика патологической стираемости

Стоматолог может заподозрить повышенное стирание на осмотре – он оценивает:

• симметричность зубов в ряду по форме и размеру;
  • форму прикуса.

Он также учитывает жалобы пациента и собирает анамнез.

В стоматологической клинике ArtSmile также используют дополнительные методы диагностики:

• Дентальная компьютерная томография. С ее помощью более точно оценивают состояние зубов.
  • Электроодонтодиагностика. Она позволяет понять, есть ли повреждения пульпы.

Качественная диагностика позволяет точно подобрать подходящее лечение стираемости зубов. Если причина заболевания связана с другими патологиями, то основной терапией занимается профильный специалист, а стоматолог помогает устранить последствия.

Осложнения заболевания

Если вовремя не диагностировать заболевание и не начать лечение, коронка сотрется до самой шейки зуба. Помимо косметического дефекта, могут возникать:

• аномалии нервно-мышечного аппарата;
  • проблемы с височно-нижнечелюстным суставом;
  • изменения прикуса;
  • заболевания десен.

Кроме того, запущенная патологическая повышенная стираемость может стать причиной потери зубов.

Лечение патологического стирания коронки

В стоматологии проводят лечение разными методами – медикаментозными и ортодонтическими. На начальной стадии показана терапия препаратами для реминерализации эмали. Назначают также курс витаминов, комплексов с кальцием и фтором.

Если на коронке есть острые края, их шлифуют. Для восстановления высоты используют композит или керамику. Чтобы снять чувствительность эмали, назначают специальные зубные пасты. Вовремя начатое лечение на стадии, когда патологический процесс не достиг дентина, показывает хорошую эффективность.

Если стерлась значительная часть коронки, придется восстанавливать зуб с помощью коронки или вкладки. Когда остается только шейка, наращивают зуб и покрывают коронкой.

Если причина заболевания – ношение неправильно подобранного протеза, его заменяют. При бруксизме рекомендуют использовать капы. При неправильном прикусе проходят лечение у ортодонта. Он подбирает элайнеры или брекет-системы. Если у пациента выраженные изменения, то лечение может занимать год и более.

Для профилактики повышенной стираемости нужно:

• Регулярно ходить на прием к стоматологу – раз в полгода. Он увидит изменения уже на начальной стадии и назначит лечение вовремя.
  • Ставить импланты и ортодонтические конструкции сразу после потери зуба.
  • При проблемах с прикусом заниматься его коррекцией.

Стоит также бережнее относиться к зубам. Нельзя грызть твердые предметы и продукты, следует избавиться от вредных привычек.

Профилактикой стираемости зубов нужно заниматься в любом возрасте. У детей, пока челюсть продолжает формироваться, корректировать патологию легче.

Сколько стоит лечение повышенного стирания зубов

Стоимость лечения зависит от причины заболевания и его стадии. На начальных этапах остановить повышенную стираемость проще и дешевле. В более сложных случаях терапия занимает больше времени и обходится дороже. Точно назвать стоимость сможет стоматолог после осмотра и диагностики.

В клинике ArtSmile прием ведут опытные врачи. Стоматологи-терапевты и ортодонты проводят лечение патологической стираемости зубов на любой стадии. Они проводят качественную диагностику и подбирают эффективный метод терапии. Записаться на прием можно, позвонив в клинику или воспользовавшись формой обратной связи на нашем сайте.